Уважаемые мамы и папы!
Выбор профессии - важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
-
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
-
Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
-
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
-
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
-
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
-
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
-
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
-
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
-
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
-
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
Профессия – слово от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.
В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:
1. Требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, – это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда.
2. Практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда.
3. Служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби.
Профессию надо отличать от специальности и должности. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на какой-либо специализации, так и сразу на конкретную специальность.
Должность – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
Полезные ссылки: смарт- курс "Система развития подростков"
Официальная группа в Контакте "Смарт-курс "Системы развития подростков"
"Профессиональная среда" - построй свою траекторию!
© Ссылка на источник: http://sch998u.mskobr.ru/informaciya_dlya_roditelej/proforientaciya/
Положение о б отделе профориентации обучающихся МБУ ДО "ЦДО"
"Профессиональная среда" - построй свою траекторию!
© Ссылка на источник: http://sch998u.mskobr.ru/informaciya_dlya_roditelej/proforientaciya/
Отчет о работе отдела профессиональной ориентации обучающихся за 2016/2017 учебный год
Положение об отделе профессиональной ориентации обучающихся МБУ ДО "ЦДО"
Н О В О С Т И
23 декабря 2019 года
в МБУ ДО "ЦДО" под руководством заведующего отделом профориентации Жариновой Валерии Владимировны прошло профориентационное мероприятие для младших школьников в виде игры-соревнования "Мы в профессии играем". Цель мероприятия - знакомство с профессиями. Задачи: выявить уровень знаний обучающихся о профессиях; расширить знания детей о мире профессий; формировать интерес к профессиям; активизация к познавательной, творческой деятельности; продолжить работу по сплочению детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности.
Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. Дети были ознакомлены с профессиями, отвечали на вопросы о профессиях, искали скрытую в слове профессию, составляли из разрезанных частей рисунок дома, продолжали пословицы, называли профессию по предметам.В рамках мероприятия были использованы пословицы, загадки, мультфильмы о профессиях. Важное слово прозвучало много, много раз - профессии. Все они важные, полезные, нужные, а для этого нужно учиться. Встреча прошла на познавательной и позитивной ноте.
09 декабря 2019 года
С чего начинать подготовку к поступлению в вуз в 2020 году. Если кто-то думает, что еще рано об этом говорить, то они глубоко заблуждаются! В МБУ ДО "ЦДО" под руководством заведующего отделом профориентации Жариновой Валерии Владимировны начала работать профориентационная акция для старших школьников "Абитуриент 2020", которая знакомит с учебными заведениями города Смоленска.
12 марта 2019 года
в МБУ ДО «ЦДО» в рамках проведения профессиональной декады согласно плану работы управления образования и молодежной поитики Администрации города Смоленска на 2018-2019 учебный год была проведена специализированная ярмарка учебных заведений для обучающихся школ города Смоленска.
Представители Смоленского государственного института искусств, Смоленского техникума железнодорожного транспорта, связи и сервиса, филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Смоленского строительного колледжа, Смоленского педагогического колледжа, Смоленского политехнического колледжа, Смоленского филиала Юридического полицейского колледжа, Смоленского автотранспортного колледжа, Смоленского кооперативного техникума консультировали старшеклассников по вопросам условий приема в учебные учреждения, рассказывали о подготовительных курсах, Днях открытых дверей, раздавали потенциальным абитуриентам брошюры и буклеты с полезной информацией.
18 мая 2018 года
В рамках работы по профессиональной ориентации школьников педагоги дополнительного образования МБУ ДО "ЦДО" Варфоломеева Яна Николаевна, Папилина Фируза Рашидовна, педагог-психолог Магонова Ольга Николаевна под руководством начальника отдела профессиональной ориентации Жариновой Валерии Владимировны провели серию творческих и познавательных мастер-классов "Мир профессий" для восьмиклассников МБОУ "СШ "26" Ленинского района г.Смоленска. На проведенных мастер-классах школьники рассмотрели типичные ошибки, допускаемые при выборе профессий, факторы, влияющие на выбор профессии, проанализировали склонности и интересы в профессиональном выборе. На диагностическом этапе проведения ребята определили для себя свои сильные стороны, профессиональные предпочтения и составили свою формулу выбора профессии. В заключение каждый участник получил перечень профессий, наиболее соответствующих личностным качествам для дальнейшего профессионального самоопределения. Выражаем благодарность коллективу школы №26 города Смоленска и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
15 мая 2018 года
15 мая 2018 в МБУ ДО "ЦДО" в рамках работы профессиональной ориентации прошла «Ярмарка учебных заведений», в которой приняли участие учебные заведения города Смоленска. Основные цели мероприятия: ориентировать учащихся 9-х классов на получение рабочих профессий, востребованных на местном рынке труда, профессиональная ориентация учащихся по выбору профессии. В ярмарке приняли участие представители различных учебных заведений и направлений подготовки: Смоленский государственный институт искусств,Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса, Смоленский филиал Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, Колледж Смоленского гуманитарного университета, Смоленский педагогический колледж, Смоленский базовый медицинский колледж, ОГБПОУ Смоленский политехнический техникум, Смоленский строительный колледж. Будущие выпускники интересовались программой вступительных экзаменов, условиями приема на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования. В ходе мероприятия каждый участник получил необходимую информацию об образовательных учреждениях, а так же подбор методических и раздаточных материалов по профессиональной ориентации. Работа ярмарки проходила в активном режиме. 134 обучающихся 9-х классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений (школ №№1, 2 открытая (сменная),6, 8, 20, 21, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 38, гимназия им.Н.М.Пржевальского) получили необходимую информацию и ответы на интересующие вопросы непосредственно от представителей образовательных учреждений. Подводя итоги можно сказать, что значение данного мероприятия огромно. Ведь одним из основных аспектов жизни каждого человека является правильный выбор профессии, а на подобных мероприятиях выпускники школ могут одновременно встретиться с представителями учебных заведений города, узнать направления подготовки, условия приема, наличие общежития и многое другое, что так волнует будущих абитуриентов. Центр благодарит всех, кто участвовал в "Ярмарке учебных заведений". Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество!
Советы школьникам
Выбор профессии – трудный и важный шаг в твоей жизни. Не выбирай будущую профессию случайно. Обдумай свой выбор с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
Для этого используй следующие советы:
– обдумай свои хобби, интересы, увлечения – они могут стать твоей профессией;
– взвесь свои сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
– ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям.
– читай больше книг, статей, журналов;
– общайся с людьми избираемых профессий, совершай экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда;
– посещай дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию;
– сравни свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбираешь;
– если ты принял решение – не отступай, иди решительно к намеченной цели.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Принцип сознательности: что я хочу, что я есть, что я могу, что от меня потребует работа и коллектив.
Принцип соответствия. Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.
Принцип активности. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
Принцип развития. Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоятельности, инициативности, выдержки, настойчивости.
ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Незнание правил выбора профессии: выбор профессии за компанию; ориентация сразу на профессии высокой квалификации; неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя: незнание или недооценка своих физических особенностей; незнание или недооценка своих психологических особенностей; неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
3. Незнание мира профессий: увлечение только внешней стороной профессии; предубеждение в отношении престижности профессии; незнание требований профессии к человеку.
СОБИРАЯ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, СЛЕДУЕТ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
Адрес учебного заведения и его полное название?
ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?
Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?
Твои любимые учебные предметы?
Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
О какой работе ты мечтаешь?
Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет?
Какая работа была бы для тебя идеальной?
Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?
Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
ГЛАВНОЕ, СПЛАНИРУЙ БЛИЖАЙШИЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАРЬЕРЫ И ДЕЙСТВУЙ !
Советы родителям (законным представителям)
1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
4. От слов – к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям.
В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.profguide.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
6. В институт – на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое – не мое».
7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.